Рецензии

О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет

О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет

46

Оригинальная Disco Elysium, проходившая под необычным рабочим названием No Truce With The Furies, начала свою жизнь как небольшой проект от эстонского арт-коллектива ZA/UM. Стремления молодой команды, находящейся под предводительством писателя и музыканта Роберта Курвица, были самыми амбициозными, но при этом вполне осязаемыми — воплотить в жизнь глубокую ролевую игру со сложной системой навыков и сильным нарративным фундаментом, существующими на фоне полностью уникального сеттинга.

Внутренний циник идеи громких залпов в реалиях размашистого поля современных ролевых приключений сразу поставит под сомнения — крупные студии рожают сверхдорогие, массивные и форматные разработки, тогда как небольшие коллективы продолжают с периодическим успехом цитировать узнаваемую изометрию прошлого, работая “для своих”. Разумеется, что в подобном контексте взрывная реакция на оригинальный релиз Disco Elysium, состоявшийся в 2019 году, вызывала у широкой аудитории самые разные вопросы.

Непонятная игра про буквы и иконки, нередко сопровождающиеся картинками с некрасивым усатым дядей, начинает греметь на престижных премиях, в топах лучших проектов года, и занимает высокую позицию на всех актуальных агрегаторах рецензиий. Беглая попытка разобраться в ситуации приводит к еще большей путанице: оказывается, что Disco Elysium — это чуть ли не современная Planescape: Torment, только без парящих черепов и необходимости лупить подвальных крыс безымянным синим кулаком.

Следующие месяцы своего существования Disco Elysium приводит на волнах сарафанного радио. Игроки, тоскующие по вопросам бытия, способным изменить природу человека, активно обсуждают положение “Элизиума” в иерархии “разговорных” RPG, а остальные аккуратно поглядывают на взявшееся из ниоткуда творение ZA/UM. Кого-то от знакомства с игрой останавливал языковой барьер — изначально она вышла исключительно на английском языке, колком, поэтичном и умышленно раскатистом. Для других же блоком стал банальный список платформ — поиграть в Disco Elysium можно было только на PC. Наш обзор этой версии читайте здесь.

Читать так же:
Эту игру запретили в Steam и Epic Games Store: Обзор Super Seducer 3: The Final Seduction

Но в первой половине этого года ситуация развернулась сразу по обоим фронтам. Сперва Disco Elysium получила качественную русскоязычную локализацию, а позже еще и расширенное издание The Final Cut, сразу дебютировавшее на консольных системах PlayStation 4 и PlayStation 5, и ожидающееся к релизу на Xbox и Nintendo Switch. Теперь, спустя более полутора лет после первого знакомства с Disco Elysium, игра снова зовет на диалог с собой — разветвленный, смешной и одновременно грустный.

Обсуждать Disco Elysium вне споров о жанровых классификациях попросту невозможно. Ребята из коллектива ZA/UM позиционируют свою работу как настоящую ролевую игру. При этом она полностью лишена одного очень заметного элемента — какой-либо боевой системы.

Невозможность бросать невидимый кубик под анимацию атаки, прожимать курсор мыши на злобном противнике и собирать набор предметов с цифровыми значениями эффективности для части игроков выливается в ментальный знак “стоп” — таких RPG не бывает. А если и бывает, то “классической” RPG такая вещь называться точно не может. Если вы разделяет подобный тип мышления, но все равно хоть сколько-то заинтересованы в Disco Elysium, то можете рассматривать игру как интерактивный роман — большую книгу, которую авторы старались написать лично под вас.

Разложить Disco Elysium на крупные составные части чрезмерно просто. Игровая камера выхватывает окружение через изометрическую перспективу, а локации или их отдельные сегменты усеяны множеством интерактивных элементов — персонажами, декорациями, предметами. Взаимодействие с большинством из них открывает те самые обширные диалоговые окна, полные детальных описаний, и почти всегда предлагающие несколько альтернативных (нередко взаимоисключающих) опций. Почему это интересно? Потому что текст складывается в единое полотно через гибкую, сложную и яркую ролевую систему — фильтр, определяющий, что и как видит, чувствует, слышит и понимает подконтрольный герой, а следовательно и вы сами.

Читать так же:
Бета-тест "Войны миров": Обзор Somerville

Источник

Статьи по теме

Рецензии

О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет

О любви и коммунизме: Обзор Disco Elysium: The Final Cut — одной из самых интересных игр последних лет

46

Оригинальная Disco Elysium, проходившая под необычным рабочим названием No Truce With The Furies, начала свою жизнь как небольшой проект от эстонского арт-коллектива ZA/UM. Стремления молодой команды, находящейся под предводительством писателя и музыканта Роберта Курвица, были самыми амбициозными, но при этом вполне осязаемыми — воплотить в жизнь глубокую ролевую игру со сложной системой навыков и сильным нарративным фундаментом, существующими на фоне полностью уникального сеттинга.

Внутренний циник идеи громких залпов в реалиях размашистого поля современных ролевых приключений сразу поставит под сомнения — крупные студии рожают сверхдорогие, массивные и форматные разработки, тогда как небольшие коллективы продолжают с периодическим успехом цитировать узнаваемую изометрию прошлого, работая “для своих”. Разумеется, что в подобном контексте взрывная реакция на оригинальный релиз Disco Elysium, состоявшийся в 2019 году, вызывала у широкой аудитории самые разные вопросы.

Непонятная игра про буквы и иконки, нередко сопровождающиеся картинками с некрасивым усатым дядей, начинает греметь на престижных премиях, в топах лучших проектов года, и занимает высокую позицию на всех актуальных агрегаторах рецензиий. Беглая попытка разобраться в ситуации приводит к еще большей путанице: оказывается, что Disco Elysium — это чуть ли не современная Planescape: Torment, только без парящих черепов и необходимости лупить подвальных крыс безымянным синим кулаком.

Следующие месяцы своего существования Disco Elysium приводит на волнах сарафанного радио. Игроки, тоскующие по вопросам бытия, способным изменить природу человека, активно обсуждают положение “Элизиума” в иерархии “разговорных” RPG, а остальные аккуратно поглядывают на взявшееся из ниоткуда творение ZA/UM. Кого-то от знакомства с игрой останавливал языковой барьер — изначально она вышла исключительно на английском языке, колком, поэтичном и умышленно раскатистом. Для других же блоком стал банальный список платформ — поиграть в Disco Elysium можно было только на PC. Наш обзор этой версии читайте здесь.

Читать так же:
Болото, в котором не жалко утонуть: Обзор Elden Ring

Но в первой половине этого года ситуация развернулась сразу по обоим фронтам. Сперва Disco Elysium получила качественную русскоязычную локализацию, а позже еще и расширенное издание The Final Cut, сразу дебютировавшее на консольных системах PlayStation 4 и PlayStation 5, и ожидающееся к релизу на Xbox и Nintendo Switch. Теперь, спустя более полутора лет после первого знакомства с Disco Elysium, игра снова зовет на диалог с собой — разветвленный, смешной и одновременно грустный.

Обсуждать Disco Elysium вне споров о жанровых классификациях попросту невозможно. Ребята из коллектива ZA/UM позиционируют свою работу как настоящую ролевую игру. При этом она полностью лишена одного очень заметного элемента — какой-либо боевой системы.

Невозможность бросать невидимый кубик под анимацию атаки, прожимать курсор мыши на злобном противнике и собирать набор предметов с цифровыми значениями эффективности для части игроков выливается в ментальный знак “стоп” — таких RPG не бывает. А если и бывает, то “классической” RPG такая вещь называться точно не может. Если вы разделяет подобный тип мышления, но все равно хоть сколько-то заинтересованы в Disco Elysium, то можете рассматривать игру как интерактивный роман — большую книгу, которую авторы старались написать лично под вас.

Разложить Disco Elysium на крупные составные части чрезмерно просто. Игровая камера выхватывает окружение через изометрическую перспективу, а локации или их отдельные сегменты усеяны множеством интерактивных элементов — персонажами, декорациями, предметами. Взаимодействие с большинством из них открывает те самые обширные диалоговые окна, полные детальных описаний, и почти всегда предлагающие несколько альтернативных (нередко взаимоисключающих) опций. Почему это интересно? Потому что текст складывается в единое полотно через гибкую, сложную и яркую ролевую систему — фильтр, определяющий, что и как видит, чувствует, слышит и понимает подконтрольный герой, а следовательно и вы сами.

Читать так же:
Невероятные приключения японских юристов на туманном Альбионе: Обзор The Great Ace Attorney Chronicles

Источник

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»