Железо

Истребителем Су-57 можно будет управлять глазами и голосом

Никита Дорофеев, начальник отдела кабин в ОКБ «Сухой», рассказал, что в перспективе российский истребитель пятого поколения Су-57 получит инновационный интерфейс —  самолётом можно будет управлять при помощи движений глаз.

Истребителем Су-57 можно будет управлять глазами и голосом

На текущий момент, уточнил господин Дорофеев, система управления при помощи глаз существует только в виде прототипа. Решение довольно сложное, поскольку человеческий зрачок пребывает в постоянном движении, он непрерывно сканирует окружающее пространство, и делается это неосознанно, поэтому усилия потребуются не только от инженеров, но и от лётчиков. Однако после небольшой тренировки пилот адаптируется и получает возможность одним только взглядом нажимать на кнопки и выбирать индикационные кадры с многофункциональных экранов в кабине. На земле, подчеркнул специалист, система уже работает хорошо, но в реальных условиях, когда самолёт в воздухе, всё значительно сложнее.

Помимо управления посредством движения глаз Дорофеев рассказал и о других способах управления боевой машиной. В частности, это интерфейс с голосовыми командами. И здесь система должна реагировать не только на фиксированные фразы, но и на естественную речь, понимая контекст. Это освободит пилота от необходимости что-то заучивать, чтобы не пришлось вспоминать точных формулировок в экстремальных условиях.

Ещё одной альтернативой является сенсорное управление, оно делают интерфейс многослойным, интерактивным и, в конечном итоге, более информативным. Разрабатывается также система управления на основе технологий дополненной реальности. Вот как прокомментировал это направление господин Дорофеев: «Дополненная реальность — это, например, когда в условиях плохой видимости на тех же индикаторах (в кабине истребителя) или на нашлемной системе целеуказания и индикации дорисовывается рельеф местности, полоса, другие наземные объекты. На гражданских самолётах уже есть подобные системы».

Система дополненной реальности облегчит пилотам задачу в условиях плохой видимости, получая данные от расположенных на борту самолёта камер, которые работают в видимом и инфракрасном диапазоне.

Click here to preview your posts with PRO themes ››

Первый серийный экземпляр истребителя Су-57 был передан в российские войска в конце прошлого года, к концу 2024 года ВКС России получат 22 машины, а в 2028 году их число будет увеличено до 76.

По материалам: 3dnews.ru

Статьи по теме

Кнопка «Наверх»