Уроки истории: Обзор F1 2021
Для спортивных симуляторов, выходящих на ежегодной основе, правило всего одного: быть чуть больше, чуть лучше и желательно глубже предшественницы. Серия F1 от студии Codemasters справляется третий год подряд — ровно столько, сколько я пишу про новый выпуск каждое лето. Отличная статистика, между прочим, такое удавалось немногим.
И вот еще один год, еще один выпуск. F1 2021. Сложный и серьезный вид автогонок (их не зря называют “королевскими”) получился неожиданно человечным. Я в теме “Формулы-1” уже более 10 лет (в том числе и с точки зрения видеоигр), и прямо сейчас мне хочется активно рекомендовать ее тем, кто слышит это название впервые. Она дружелюбна и понятна как никогда прежде.
Локомотивом рекламной кампании стал сюжетный режим “Формула победы” (Braking Point). F1 2021 впервые в истории серии представляет полноценный сюжетный режим, с нарративом, героями и конфликтом между ними. Продолжая традиции других спортивных серий EA в этом выпуске речь пойдет о новичке Эйдене Джексоне. Молодой парень перешел из гоночной серии F2 в королевские гонки и стал новым пилотом одной из команд “Формулы-1” (таких на выбор дают целых пять, у меня была Haas). Впереди его ждет очень сложный и долгий путь, в котором есть соперничество с напарником, напряженные отношения в команде и пресса, подливающая бензин в этот пожар. Отдельным катализатором конфликта выступает антагонист, Девон Батлер — гонщик из команды соперника.
Бывалые поклонники F1 вспомнят недавнее противостояние между Себастьяном Феттелем и Шарлем Леклером и будут правы, отдаленно нечто похожее в конфликте вымышленных героев и реальных пилотов действительно есть. Для новичков не “теме” эта немного клишированная на первый взгляд драма дает возможность понять, что автогонки F1 гораздо больше и злее, чем простое катание по кругу в попытке обогнать соперника. История Braking Point напоминает всем нам, что спорт с большими деньгами это в первую очередь политика и дипломатия.
Структурно Braking Point разделена на 15 глав. Каждая из них рассказывает о событиях разных этапов 2020 и 2021 годов, на фоне которых развивается история взаимоотношений Эйдена Джексона и его напарника, опытного голландца Каспера Аккермана. Порядка и логики в этом почти нет, режим сразу переходит к сути дела — никаких свободных заездов и квалификаций, только гонка. В некоторых главах события показаны не от старта заезда, а, например, с середины гонки, когда случается некое происшествие (прокол колёса, крупная авария в стане соперников). Это меняет расклад сил в гонке и команда получает шанс заработать очки.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Это история не о победителях, она про андердогов. Главными действующими лицами сюжета F1 2021 разработчики из Codemasters сделали не топовых пилотов и не ведущие команды вроде Red Bull или Mercedes-AMG Petronas. В центре внимания коллективы второго эшелона: Williams, Haas, Alpha Tauri. С точки зрения нарратива это прекрасный шаг, с ним чемпионат “Формулы-1” предстает как соревнование, в котором критически важна каждая позиция. Гонщики в каждой главе получают задание, например, финишировать выше 10 места, чтобы заработать очки, или обойти пилотов из команды принципиального соперника. Каждая маленькая победа важна, каждый обгон это выигрыш. Ставки всегда высоки. Таким образом F1 2021 делает “королевские гонки” привлекательными в глазах аудитории, которая мало знакома с этим видом спорта.
При всей крутости сюжетного режима F1 2021 он не лишен изъяна, как мне кажется довольно существенного. По какой-то неясной причине Codemasters полностью проигнорировала исторический контекст сезона 20202021 в Формуле-1. Например, страшная авария Романа Грожана во время Гран-При Бахрейна. Незадолго после старта французский гонщик зацепил болид Даниила Квята, не справился с управлением и на большой скорости протаранил ограждение. Машина разломилась надвое и загорелась. Грожан чудом остался жив. Для “Формулы-1” это урок истории, который F1 2021 проигнорировала, а жаль. Это можно было бы зрелищно обыграть в контекксте гран-при.
Как бы не был хорош сюжетный режим, во главе угла все равно остается игровой процесс. Если сравнить F1 2021 с предшественницей, то на уровне ощущений стало чуть-чуть по другому работать прохождение поворотов. Баланс сместили в сторону облегчения и теперь можно тормозить значительно ближе к точке выхода из поворота. По моим собственным наблюдениям чаще стал срываться задний мост при слишком грубом наезде на поребрик. В любом случае серия F1 всегда славилась своей тонкой настройкой сложности и новая игра не исключение. При желании заезды можно настроить таким образом, что ИИ будет тормозить за вас и стабилизировать болид при любых, даже самых неправильных действиях на трассе. Есть и обратная сторона — полная симуляция, в сочетании с которой высокая сложность у ИИ-противника заставляет невероятно пропотеть в каждой гонке.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Остроты ощущениям добавляет работа DualSense (я играл на PS5). Благодаря адаптивным триггерам в F1 2021 очень классно реализовано торможение: курок приходится прожимать немного с силой и каждый вход в поворот чувствуется как победа над инерцией и скоростью. Вдобавок к этому работает обратная отдача haptic feedback — кочки и поребрики точечно бьют в разные части контроллера, а курок L2 время от времени едва ощутимо пощелкивает — предположу, что это камушки летящие с дороги.
Центром развлечений серии вот уже второй год подряд остаётся режим карьеры MyTeam. F1 2021 продолжает традицию. Как и всегда, на себя можно взять управление командой: планировать финансы, инвестировать в разработку улучшений, оптимизировать работу отделов, чтобы зарабатывать больше денег и очков развития. По сути это сильно упрощенный микроменеджмент в инфраструктуре команды. Есть два вида карьеры. Можно целиком взять на себя заботы о коллективе и гоночной машине, а можно сосредоточиться на гонках — остальное сделает компьютер.
В сравнении с прошлогодней частью MyTeam получила ряд небольших механических и косметических изменений. Например, меня всегда немного раздражали почти обязательные серии тестов в свободных заездах. За их выполнение давали очки на исследование новых технологий для болида, но мотивации делать перед каждым гран-при одно и то же не хватало. Теперь успешное выполнение задач команды (проехать круг с минимальным износом шин или расходом топлива) дает ощутимый буст к скорости исследования новых технологий. Плюсом к этому тренировочные сессии стали короче и это хороший шаг вперед — из F1 2021 ушла рутина, которой грешила ее предшественница.
Ещё в глаза сильно бросается большое количество мелких деталей над которыми поработала Codemasters:
- Обновлённый интерфейс. Элементы стали крупнее, структура проще и понятнее. Сильнее всего это коснулось древа разработки исследований для болида
- Появилось большое количество новых вопросов и вариантов интервью
- Для MyTeam в целом добавили больше лоска и новых заставок
- Режим обыкновенного чемпионата искусственно упразднили и передвинули его содержимое в раздел “Гран-При”
Click here to preview your posts with PRO themes ››
В режиме MyTeam теперь можно играть вдвоем, за одну команду или друг против друга. Кроме этого, в F1 2021 будет возможность двигаться по этапам параллельно реальному сезону — Codemasters обновит статистику под реальное положение дел в чемпионате.
На сегодняшний день F1 2021 это продукт большого труда разработчиков из Codemasters. Хоть это и единственная официальная серия игр этого вида спорта (читай — нам не с чем сравнить), но в ней есть все, что нужно. И это “все” почти в 100% случаев работает так. как надо, чтобы дать игрокам ультимативный опыт в виртуальной F1. При необходимости она может быть простенькой аркадой, подходящей для первого знакомства, а может стать супер-сложным и реалистичным симулятором. Искусственный интеллект учет десятки разных параметров и каждая гонка превратится в настоящее испытание силы воли и духа.
Вдобавок к этому детальный и уже почти ставший классикой режим MyTeam преобразился в деталях — пусть мелких, но достаточно значительных, чтобы к его итерации можно было приписать ver 2.0 Для новичков же лучше всего подойдет режим истории, в котором немного простовато и схематично показана неплохая история. Это важный шаг, с ним автогонки в классе «Формула-1» смогут заинтересовать больше новой аудитории. Во всем остальном F1 2021 это крепкий ремесленный продукт Codemasters, где четко отлаженные механизмы работают там, где нужно, и делают это ровно так, как и должны.
По материалам: shazoo.ru